Иисус – политический революционер  RSS 2.0

Иисус – политический революционер

 Рецензия на книгу Алана Сторки "Иисус и политика"

Очень часто христиане, цитируя  высказывания Павла в 13-й главе Послания к римлянам, убеждают себя в необходимости послушания и полной поддержки действий правительства. В результате, верующие не раз становились послушным инструментом в руках властей.

В некоторых странах христианские политические партии стали нормальным явлением и даже приобрели значительное влияние. В других же странах политическая активность христиан проявляется лишь в церкви. Участие в политической жизни ограничивается полемикой по проблемам семейной жизни, абортов и взаимоотношений между полами. Христиане часто не проявляли активности в выражении своих взглядов, и напрасно. Возможно, именно поэтому, вопреки логике и справедливости, Бог не был упомянут во Всемирной декларации прав человека, хотя именно послушание Богу оказало решающее влияние на ее авторов (упоминание о Боге было изъято из Статьи 1), а христианство «вырезали» из преамбулы проекта Европейской конституции.

Книга социального богослова Алана Сторки «Иисус и политика. Противостояние властей» призвана изменить существующий порядок вещей и дать верующим иное представление о политическом процессе и участия в нем христиан (именно христиан, а не церквей).

Его труд начинается с детального описание религиозной и политической ситуации в Израиле накануне рождения Христа. Автор указывает положение и роль каждой из групп – саддукеев, фарисеев, зелотов, иродиан. Историческое анализ показывает, что религиозная жизнь в те времена была тесно переплетена с политикой. Поэтому будущее противостояние Христа фарисеям и саддукеям – было политическим заявлением и вызовом сложившейся партийной системе.

Весьма интересны (и одновременно неоднозначны) толкования автором евангельских строк в контексте политической теории. Сторки утверждает, что в Евангелиях немало говорится об участии Иисуса в политической жизни. Например, изгнание из Храма торговцев стало актом критики храмовой системы.  Три искушения, которые перенес Иисус в иудейской пустыне сразу после крещения, также имеют важное политическое значение. Два из них были искушением властью. Дьявол, предлагая господство над всеми царствами, искушал Христа узурпацией власти, против которой выступал Бог.

Однако в этом кроится один из недостатков исследования – маниакальное желание во всем найти политический подтекст. Например, в насыщении пяти тысяч мужей хлебами и рыбой или миссионерском призыве апостолов.

Книга стремится показать читателю Иисуса революционера, коренным образом изменившего представление о политике и правителях. Позиционируя себя слугой людям, Христос подает пример руководителям государств. Вот в чем их предназначение: служить людям, а не править ими.

Иисус  предстает перед нами политиком, не стремящимся влиять на чей-либо выбор. Здесь к месту вспоминаются слова Герберта Уэллса, охарактеризовавшего учение Христа как революционное: «Учитывая все, что он говорил, едва ли стоит удивляться, что богатые и преуспевающие люди вдруг с ужасом ощутили, как земля уплывает у них из-под ног. Он вынес на свет Божий их тайное нежелание служить обществу и ближним. Подобно грозному охотнику за пороком, он вынуждал людей покинуть уютные норы, в которых они до сих пор прятались. В очистительном огне его царства сгорали их привилегии, имущество, гордыня, превосходство одних над другими. В нем нет иных мотивов и иной награды, кроме любви. Стоит ли удивляться, что, ослепнув от изумления, люди осыпали его проклятиями».

Постмодернистский мир старается всеми правдами и неправдами уменьшить роль христианства, максимально исключить его из общественной жизни. Главным достоинством «Иисуса и политики» является реанимация роли Христова учения в политической истории человечества. Автор выходит из суждения, что обычные наставления, практические примеры, добродетельная жизнь, обличение лицемерия вкупе с терпением оказывать воздействие на ход политических событий. Именно это произошло во многих обществах под влиянием христианства. Он продолжает (в политической сфере) идеи историка Эли Хэливи о том, как удалось избежать революции в Британии,  социолога Роберта Мертона – о развитии науки благодаря протестантизму, Вебера – о протестантизме и экономическом развитии. Таким образом пополняет серию социологических аргументов, свидетельствующих о влиянии христианства на политическое и социальное развитие общества. Наиболее значительным политическим аргументом, по мнению Сторки, является тот факт, что протестантизм сделал возможным появление демократии.

Книга будет полезна политически активным христианам и ныне действующим политикам, т.к. в ней поднимаются вопросы популизма, прогрессивного налогообложения, политической терпимости и плюрализма.

 И, тем не менее, автор очень часто злоупотребляет обобщениями и сам опускается до популизма. Его оценка национализма сводится к банальному осуждению (называя это грехом), без должной аргументации. Осуждая США за военные интервенции и милитаризм, Сторки совсем не обращает внимание на такие понятия международных отношений, как  «гуманитарная катастрофа» и «гуманитарная интервенция». Не дает должной морально-этической и политической оценки решений последних международных конфликтов. А лишь подвергает обличению американские церкви за поддержку своего правительства, обещая им серьезные проблемы на небесах.

Но, в целом, книга позитивна тем, что возрождает политический дискурс в христианстве, которого так не хватает странам и народам с советским прошлым. Ибо они имеют искаженное (часто попросту извращенное) представление о природе власти и роли христиан в политическом процессе.

 

автор - Микола Малуха


Рекомендуемые товары

133.00 грн.

Рекомендуемые прочитать

О пути

(пусто)
 

+38(068)231-67-99
info@platoscave.com.ua

Подпишитесь и получите подарок



© Архе .